+7 (499) 938 42 63  Москва

+7 (812) 467 32 84  Санкт-Петербург

8 (800) 350 10 92  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Социальная функция международного права заключается в


Эта специфическая система отличается от системы, которая образуется нормами внутригосударственного права.

Международное право состоит из норм, индивидуальных дозволений, предписаний и запретов, регулирующих межгосударственные отношения, которые называют индивидуальными международно-правовыми установками и содержатся в международных договорах, а также в имеющих обязательную силу решениях международных конференций.

Международное право нередко рассматривается как особая правовая система. Здесь наиболее важную часть международного права составляют действующие и осуществляемые нормы. Особое значение имеет их осуществление, т. е. международно-правовая практика, которая наполняет нормы реальным содержанием. Возможны случаи, когда практика применения какой-либо нормы международного права приводит к возникновению новой, более конкретной нормы или обыкновения. Примером может служить правило, согласно которому воздержание при голосовании постоянного члена Совета Безопасности ООН не считается применением так называемого права вето. В Уставе ООН это правило не предусмотрено, но оно сложилось как международно-правовая норма в практике Совета Безопасности.

Функции международного права:

  1. координирующая – в нормах международного прав отражаются общепризнанные для государств стандарты поведения в различных областях взаимоотношений;
  2. регулирующая – установление государствами четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия;
  3. обеспечивающая – принятие норм, побуждающих государства соблюдать международные обязательства;
  4. охранительная – защита законных прав и интересов государства.

Система международного права – это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе имеют место и резолюции международных организаций, решения арбитражных и судебных органов международных органов.

Общепризнанные принципы международного права – это концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

Отрасли международного права регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием.

Международно-правовой институт – это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений (институт признания государств, институт международной ответственности). И подотрасли, и институты международного права являются его неотъемлемой составной частью.

Функции международного права

Под функциями международного права понимаются основные направления воздействия международного права на отношения, яв­ляющиеся предметом международно-правового регулирования.

Нужно сказать, что функции эти многообразны и зависят не только от объекта международно-правового воздействия, но и от достигнутого уровня международно-правового регулирования тех или иных сфер отношений.

Основное социальное назначение международного права заклю­чается в организации международных отношений, отвечающей со­временному уровню человеческой цивилизации. Результатом дейст­вия международного права является возникновение, упорядочива­ние, прекращение или сокращение каких-то отношений.

Собственно юридическими функциями международного права можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную функции.

Стабилизирующая функция состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, ус­танавливать определенный международный правопорядок, стре­миться упрочить его, сделать более стабильным.

Второй функцией международного права является регулятивная функция. Устанавливая международный правопорядок и соответст­вующим образом регулируя общественные отношения, международ­но-правовые нормы наделяют участников международных отноше­ний определенными правами и обязанностями.

Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей ох­раны международных правоотношений. При нарушений междуна­родных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом.

4. Система международного права и его значение в современных условиях.

Международное право как особая система права представляет собой довольно сложное юридическое образование, состоящее из различных элементов.

Ядро современного международного права, его «конституцию» образуют основные принципы международного права. Основные принципы — это основополагающие международно-правовые нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Они пронизывают всю международно-правовую систему; все остальные международно-правовые нормы, а также по­ведение субъектов международного права должны соответствовать положениям основных принципов.

Международное право, как и внутреннее право любого государст­ва, подразделяется на отрасли. Отрасли международного права регу­лируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием.

Например, отрасль «право международной безопасности» регу­лирует отношения по обеспечению международного мира и безопас­ности, «право международных организаций» — порядок создания и деятельности международных организаций, их отношения с другими субъектами международного права и т.д. В качестве «несущей кон­струкции» каждой отрасли выступают основные принципы междуна­родного права, однако каждая отрасль имеет и свои, отраслевые принципы (например, принцип запрещения национального присвое­ния космического пространства в космическом праве).

Относительно числа и названия отраслей международного права в международно-правовой науке имеется множество точек зрения.

В международном праве сформировались следую­щие отрасли:

право международной правосубъектности (регламентирует пра­вовое положение государств, наций и народов, борющихся за незави­симость, международных организаций и государствоподобных фор­мирований как субъектов международного права и включает в себя также институты признания и правопреемства);

право международных договоров;

право международных организаций;

право международных конференций и совещаний;

право внешних сношений;

право международной безопасности;

международное гуманитарное право;

международное право в период международных конфликтов;

право международного сотрудничества в борьбе с преступностью;

международное морское право;

международное воздушное право;

международное космическое право;

международное атомное право;

право охраны окружающей среды;

международное экономическое право.

Отрасли международного права в свою очередь состоят из более простых образований — подотраслей и институтов.

Международное гуманитарное право, например, образуют две подотрасли: «гуманитарное право в мирное время» и «гуманитарное право в период вооруженных конфликтов». Предмет регулирования этих подотраслей един — обеспечение и защита прав человека. В период вооруженных конфликтов «включается» в действие целый комплекс не применявшихся в мирное время международных норм о повышенной защите человека в условиях военного конфликта. Эти нормы и образуют подотрасль «гуманитарного права в период воору­женных конфликтов».

Международно-правовой институт — более мелкий элемент пра­вовой системы. Он представляет собой группу международных норм, регламентирующих более или менее однородные отношения; однако отношения, составляющие предмет регулирования института, хотя и отличаются качественным своеобразием, позволяющим вычленить

их из массы других, «не дотягивают» до статуса отраслевых. Приме­рами могут служить институт гражданства в гуманитарном праве, институт действительности договоров в праве международных дого­воров и др.

Необходимо заметить, что некоторые отрасли и институты меж­дународного права носят комплексный характер: значительная часть норм этих образований входит в состав двух или нескольких отраслей международного права или институтов. Так, нормы института кон­сульской защиты граждан, задержанных в иностранном государстве за совершение преступления, имея свою «основную прописку» (С.С. Алексеев) в отрасли «право внешних сношений», входят в со­став и международного гуманитарного права, и права международ­ного сотрудничества в борьбе с преступностью.

Наконец, первичными «кирпичиками», из которых образовано международное право, являются международно-правовые нормы 5. Соотношение международного и внутригосударственного права.

В настоящее время в мире существуют два типа правовых сис­тем — международное право и внутреннее право государств.

Будучи равнопорядковыми юридическими явлениями и сущест­вуя независимо друг от друга, международное право и национальное право отдельных государств имеют общие черты, присущие им как самостоятельным системам права.

Во-первых, они представляют собой совокупность юридических принципов и норм (обязательных для субъектов правил поведения), выполнение которых может быть обеспечено принудительно.

Во-вторых, международное право и внутригосударственное право обладают сходной структурой: в этих правовых системах име­ются основные принципы, пронизывающие все их правовое про­странство; они делятся на отрасли, подотрасли, институты; и, нако­нец, «первичным элементом» обеих систем являются правовые нормы.

В-третьих, и международное право, и внутригосударственное право используют практически одни и те же юридические конструк­ции и термины. Однако поскольку каждая правовая система обладает своей спецификой, международно-правовые понятия и категории не всегда идентичны имеющимся в национальном праве.

В то же время международное и внутригосударственное право представляют собой самостоятельные системы права. Помимо общих черт имеются качественные отличия, признаки, характерные для каждой правовой системы. В их числе: отличия по предмету регули­рования, способам создания и обеспечения правовых норм, источни­кам, субъектам права и другим характеристикам.

1) По предмету регулирования.

Как известно, внутригосударственное право призвано прежде всего регулировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Эти отношения, как правило, ограничи­ваются пределами государственной территории и рамками внутрен­ней компетенции.

Международное право, напротив, регламентирует главным обра­зом взаимоотношения субъектов международного права (государств, народов, борющихся за свою независимость, международных органи­заций, государствоподобных формирований). Правда, в некоторых случаях международное право регулирует отношения с участием фи­зических и юридических лиц, например, правоотношения, возникаю­щие при международной купле-продаже, перевозке пассажиров и грузов и т.д. Однако основной предмет регулирования международ­ного права лежит за пределами внутренней компетенции государств.

2) По способу создания правовых норм.

Нормы национального права создаются чаще всего в результате односторонней государственно-властной деятельности; основное на­правление правового регулирования — «вертикальное», «сверху — вниз». Адресаты норм внутригосударственного права в большинстве случаев в их создании не участвуют.

Нормы международного права, напротив, создаются «горизон­тально», его субъектами на основе свободного волеизъявления участ­ников международного общения.

3) По источникам права (формам воплощения международных норм).

Любые правовые нормы зафиксированы в различных юридичес­ких формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д.

Международно-правовые нормы выражены в форме междуна­родных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организа­ций.

Необходимо отметить, что в последнее время в российской пра­вовой системе стали активно использоваться источники, сходные по форме с международно-правовыми. Речь идет о соглашениях между органами власти РФ и субъектов РФ, а также договорах субъектов Федерации между собой. Органы власти отдельных субъектов РФ склонны рассматривать данные договоры в качестве международно-правовых. Однако субъекты Федерации не являются субъектами права международных договоров, а регулируемые этими договорами отношения не выходят за рамки чисто внутригосударственных, поэ­тому указанные соглашения не могут быть признаны международны­ми договорами; они имеют характер источников внутригосударствен­ного права (подробнее см. гл. 4 настоящего пособия).

4) По субъектам права.

Субъектами внутригосударственного права являются: государст­во, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д.

Круг субъектов международного права отличается от субъектов внутригосударственного права. Специфика международного права как особой системы права выражается, в частности, и в том, что его субъекты выступают не только адресатами международно-правовых норм, но и их создателями (подробнее см. гл. 5). В некоторых случаях международно-правовые нормы регулируют деятельность субъектов национального права. Однако правосубъектность этих лиц производ-на от воли основных субъектов международного права, принявших соответствующие международно-правовые нормы, поэтому они не являются субъектами права международных договоров и не могут рассматриваться в качестве субъектов международного права.

5) По способу обеспечения исполнения норм.

Нормы внутригосударственного права обеспечиваются принуди­тельной силой государства. В международных отношениях отсутст­вует образование, стоящее над всеми субъектами международного права, «надгосударство», поэтому обеспечение исполнения междуна­родно-правовых норм производится самими субъектами междуна­родного права (индивидуально или коллективно).

Учитывая вышеизложенное, международное право можно опре­делить как особую систему права — совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международ­ного права и регулирующих отношения между государствами, наро­дами, борющимися за свою независимость, международными органи­зациями, государствоподобными образованиями, а также, в некото­рых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Функции международного права

Функции международного права — это способы и формы воздействия международного права на систему международных отношений. Функции международного права отличаются многообразием и зависят не только от объекта международно-правового воздействия, но и от достигнутого уровня международно-правового регулирования тех или иных сфер отношений. Результатом действия международного права является возникновение, упорядочивание, прекращение или сокращение каких-то отношений.

По внешним свойствам функции международного права делятся на две группы: социально-политические и юридические.

Схема. Функции международного права.

Социально-политические функции международного права — укрепление существующей системы международных взаимоотношений:

  • координирующая функция — установление общеприемлемых стандартов поведения в различных областях взаимоотношений;
  • стабилизирующая функция – поддержание необходимого стабильного порядка в системе международных отношений;
  • функция противодействия — противодействие существованию и появлению в международных отношениях дестабилизирующих тенденций, мирное урегулирование конфликтов, запрет угрозы силой или ее применения;
  • функция интернационализации — масштабирование и углубление отношений между государствами, международными организациями и укрепление таким образом международного сообщества;
  • информационно-воспитательная функция — обмен накопленным опытом рационального поведения государств, просвещение относительно возможностей использования права, воспитание в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям.

Юридические функции международного права — осуществление правовой координации межгосударственных отношений:

  • созидательная функция — постоянное развитие и создание новых отраслей, институтов, принципов и норм международных отношений;
  • обеспечительная функция — обеспечение надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом;
  • охранительная функция — защита жизненно важных интересов международного сообщества в целом и каждого государства в отдельности.

Следует учитывать, что функции международного права тесно взаимосвязаны и образуют единую систему, обладающую собственной структурой. В рамках этой системы существуют также функции отраслей права и институтов.

Функции международного права

Читайте также:
  1. Cущность банковского процента, его функции и роль.
  2. I. Нормы международного права
  3. I. Отмена крепостного права в России
  4. I. Права и обязанности, возникающие в ходе выполнения работ
  5. I. Функции времени в спутниковых технологиях.
  6. I. Экстремумы функции двух переменных
  7. II. Диспозиция – часть нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать субъекты права.
  8. II. По правовому основанию различались иски цивильного права и иски преторские.
  9. II. Права и обязанности, возникающие по завершению работ
  10. IV. Функции
  11. N Выполняет функции гормона
  12. N Особенности структуры и функции обуславливают особенности в метаболизме клеток

Форма и содержание международного права

Международное право имеет свое собственое форму и содержание. При этом, содержанию принадлежит главенствующая роль. На социальное содержание международного права исторически существовали различные взгляды. Его видели в велении Божьем, требованиях разума, справедливости. Однако преобладающей является точка зрения, согласно которой содержанием норм международного права является согласованная воля государств.

Согласованная, общая воля государств не представляет собой простую сумму воль субъектов. Она – итог взаимодействия, отражающий условия внутренней и международной жизни государств. В результате возникает новое явление – согласованная воля, которая находит отражение в международной норме.

Согласованная воля обязывает участников. В этом смысл и цель всего процесса. Характер обязательной силы созданной нормы также определяется согласованой волей участников, котороые могут наделить согласованное правило юридической или только морально-политической силой.

Волевой характер носят и нормы, создаваемые международными организациями. Последние представляют собой систему взаимодействия государств, членов этих организаций. Выработанная в процессе этого взаимодействия воля представляет относительно самостоятельное явление, не тождественное простой сумме воль ее членов. Таким образом, признание за организацией статуса субъекта международного права, означает и признания наличия у нее собственной воли.

Если социальным содержанием международного права является воля субъектов, то его юридическим содержанием – правило поведения. Это правило поведения содержится в норме международного права, и является ее юридическим содержанием.

Таким образом, можного выделить внутреннюю форму существования международного права – норму права, и его внешнюю форму – то есть объективно существующие и признаные источники права. К ним относя обычай, договор, правотворческие решения международных организаций.

Общепризнанными источниками являются договор и обычай. В этом качестве о них говорится в Венской конвенции о праве международных договоров. Также трактовка источников международного права дается в ст. 38 Статута Международного Суда ООН, в которой указано, что решая споры на основании международного права, Суд применяет конвенции, обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными народами. В качестве вспомогательного средства для определения правовых норм могут применятся судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов.

Функции международного права это основные направления его воздействия на социальную среду.

Различают социальную функцию международного права – упрочнение существующей системы международных отношений; – и юридическую функцию международного права – правовое регулирование межгосударственных отношений.

Обе функции носят характер стабилизирующих, охранительных, поскольку нацелены на поддержание определенного порядка в системе.

Международное право выполняет также функцию противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам (например, оно препятствут закреплению колониализма, расизма, терроризма).

Функция интернационализации заключается в расширении и углублении взаимосвязи между государствами.

Информационно-воспитательная функция международного права состоит в передаче накопленного опыта позитивного поведения субъектов международного права, в уяснении возможностей международного права, его эффективности и значимости для урегулирования международных отношений.