+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Словесный портрет криминалистика образец


Понятие и научные основы идентификации человека по признакам внешности

Криминалистическая габитоскопия (идентификация человека по признакам внешности) — отрасль криминалистической техники, разрабатывающая систему научных положений, а также практических криминалистических рекомендаций, средств, приемов и методов собирания, исследования и использования в целях расследования и раскрытия преступлений информации о внешнем облике человека.

Современная габитоскопия (от лат. habitus — внешность» и греч. skopeo — «смотрю») ведет свое развитие от «бертильонажа» — упорядоченной системы описания и регистрации признаков внешнего облика человека, разработанной А. Бертильоном.

Признаки внешности человека характеризуются индивидуальностью, относительной устойчивостью и рефлекторностью.

Индивидуальность внешности человека определяется особенностями ее формирования, большим количеством признаков, характеризующих человека, и вариантов их сочетаний, размеров и конфигурации.

Относительная устойчивость внешности объясняется генетической предопределенностью большого количества ее признаков. Особо устойчивы признаки внешности, основанные на костно-хрящевой структуре человека: форма головы и профиль лица, конституция и т.д.

Рефлекторность (отображаемость) как свойство внешности человека означает возможность ее отображения в словесных описаниях, фото- и видеоизображениях, рисунках.

Признаки внешности человека и источники информации о них

Все признаки внешности принято делить на две категории: собственные и сопутствующие. Собственные признаки внешности отражают неотъемлемые черты данного конкретного человека, они органически свойственны его внешнему облику. Сопутствующие признаки лишь дополняют внешность.

По иным основаниям классификации выделяют: постоянные (существующие в течение всей жизни человека) и временные (существующие лишь небольшой отрезок времени, могущие появляться и исчезать); необходимые (присущие людям определенного возраста и пола) и случайные (возникающие произвольно, например бородавки); естественные (присущие человеку в силу пола, возраста, существующие от рождения и т.д.), искусственные (возникающие вследствие действий человека) и патологические (являющиеся последствиями заболеваний).

В рамках категории собственных признаков внешности выделяют общефизические признаки, анатомические, функциональные.

Общефизические признаки: пол, возраст. Некоторые авторы выделяют из общефизических признаков в отдельную группу антропологические и демографические признаки: признаки этноантропологического типа, характеризующие внешние особенности этнического, национального и антропологического характера (славянская внешность, похож на представителя кавказских народностей и т.д.), расу и т.д.

Анатомические признаки — признаки, характеризующие строение тела человека в целом (телосложение, рост, пропорции тела, полнота и т.д.) и отдельных его частей (характеризуются с точки зрения формы, количества, размера, цвета, симметрии, наличия случайных элементов).

К функциональным относятся признаки, характеризующие двигательные, вербальные и иные особенности человека (осанка, походка человека, мимика, манера речи и т.д.).

Особую группу составляют анатомические и функциональные особые приметы и анатомические и функциональные броские признаки. К особым приметам относятся признаки, являющиеся врожденными или приобретенными аномалиями. Анатомическими особыми приметами являются, например, шрамы, горб, иные отклонения в строении тела, цветовые аномалии кожи, татуировки и т.д. Функциональные особые приметы — хромота, сутулость, заикание и т.д.

Броские признаки — редко встречающиеся, яркие, запоминающиеся, расположенные на открытых частях тела, легко заметные отличительные признаки. Броские признаки также могут быть анатомическими и функциональными. К анатомическим броским признакам можно отнести особо густые, сросшиеся брови, большой нос, сильно оттопыренные уши и т.д. Функциональные броские признаки — запоминающаяся манера жестикуляции при ходьбе и разговоре, яркие особенности походки и т.п.

К сопутствующим элементам относятся одежда, обувь, иные постоянно используемые предметы и их технологические и эксплуатационные признаки.

Информацию о внешнем облике человека можно получить из различных источников. Наиболее четко отражать внешность будут результаты непосредственного наблюдения: фотоснимки (особенно результаты сигналитической фотосъемки), кино- и видеоизображения, посмертные маски. Данные источники информации о внешности человека принято называть первичными.

Вторичные источники связаны с восприятием внешнего облика с чужих слов, опосредованным восприятием (протоколы допросов, результаты предъявления для опознания, информационно-розыскные ориентировки, рисованные, рисованно-композиционные и фотокомпозиционные субъективные портреты, составленные со слов свидетелей или потерпевших, и т.д.).

Ряд источников содержит и непосредственно воспринимаемые элементы, и элементы описания (уголовные дела, материалы криминалистической регистрации, личные дела осужденных или арестованных). Такие источники именуются смешанными.

Кроме того, на наш взгляд, можно выделять косвенные источники — источники, не содержащие непосредственных изображений или описаний, но дающие основания делать некоторые выводы о внешности лица: рентгенограммы лица, стоматологические карты, карточки больного и иные лечебные документы, документация из ателье по пошиву одежды, косметических кабинетов, объемные следы ног, дорожка следов, иные следы, обнаруженные на месте происшествия (могут свидетельствовать о росте, весе, телосложении человека), и т.д.

Описание человека по методу «словесного портрета»

Словесный портрет — это используемое в следственной и оперативно-розыскной практике упорядоченное, систематизированное описание признаков внешности человека с использованием унифицированной терминологии.

Основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

  • описание осуществляется последовательно сверху вниз, от общего к частному;
  • описание осуществляется с максимальной полнотой и всесторонностью;
  • при описании используется унифицированная терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур);
  • внешность человека (и отдельные ее элементы) характеризуются по различным критериям, таким как форма, величина, положение, количество, цвет и т.д.;
  • голова человека как наиболее заметный и запоминающийся элемент описывается в анфас и профиль.

Порядок описания признаков. Общефизические признаки: пол, возраст (указывается по документам, «на вид» или по данным медицинского освидетельствования), раса, этноантропологический тип (этнос, национальность и т.д.).

  1. рост (в оперативно-розыскной практике рост описывается по трехчленной градации: низкий (до 160 см), средний (160-174 см) и высокий (более 174 см). У женщин эти показатели уменьшаются на 7-10 см. В следственной практике применяют 5- или даже 7-членную градацию роста, добавляя «очень низкий», «очень высокий», «выше среднего» и «ниже среднего»);
  2. телосложение (по степени пропорциональности и развития мышечной системы — атлетическое, коренастое, среднее и слабое (астеническое); по степени упитанности — очень худое, худощавое, нормального питания, полное и очень полное);
  3. голова в целом (форма, размер в соотношении с общим телосложением);
  4. теменная часть (форма);
  5. затылок (по контуру и отношению к вертикали);
  6. волосяной покров на голове и лице (густота, цвет, длина, форма линии роста, прическа, вид стрижки, наличие, степень распространенности и локализация седины, облысения, признаки косметической окраски волос и цвет окрашенных волос, состояние волос, наличие, форма и длина бакенбард, бороды и усов);
  7. лицо (форма, ширина, цвет кожи, контур в профиль);
  8. лоб (ширина, высота, форма в профиль, степень выраженности лобных бугров, надбровных дуг и т.д.);
  9. брови (густота, высота, цвет, форма, длина, расстояние между бровями, положение относительно глазниц и относительно горизонтали);
  10. глаза (размер, цвет, форма, взаимное расположение, положение глазных яблок в глазницах, особенности);
  11. ресницы (густота, контур, длина);
  12. нос (высота и ширина, форма, длина спинки носа, глубина переносицы, выступание носа, контур спинки в профиль, ширина и форма спинки в фас, положение основания носа в профиль, положение, размер и форма кончика носа, форма крыльев носа, контур ноздрей);
  13. рот (величина, форма, контур линии смыкания губ, положение уголков рта, особенности);
  14. губы (толщина, выступание, контур, цвет);
  15. зубы (размер, форма, цвет, расстояние между зубами, наличие протезов и цвет материала протеза, отсутствие или повреждение отдельных зубов, прикус и т.д.);
  16. подбородок (высота, ширина в анфас, контур в профиль и в анфас, наклон в профиль);
  17. ушная раковина (размер, положение относительно вертикали, форма, степень прилегания, форма и размеры мочки, степень слияния мочки со щекой, особенности строения противокозелка, завитка и противозавитка);
  18. морщины (наличие, локализация, количество, степень выраженности, форма и направление);
  19. шея (высота, толщина, выступление кадыка);
  20. плечи (ширина, наклон относительно горизонтали);
  21. грудь (ширина, выступание, развитие грудных мышц);
  22. спина (контур, ширина, выступание лопаток);
  23. руки (длина, толщина, длина и ширина кистей, наличие волосяного покрова на тыльной стороне кистей, длина и ширина пальцев, длина и ширина ногтей, форма ногтей);
  24. ноги (длина и толщина, форма, размеры стопы и т.д.).

  1. осанка (по положению туловища: напряженная, подтянутая, свободная и распущенная; по отношению к вертикали: прямая, сутулая или сгорбленная);
  2. привычное положение головы (отклонения от вертикали относительно туловища);
  3. привычное положение рук (руки в карманах, за лацканами пиджака, вдоль туловища, за спиной, на бедрах, скрещены на груди и т.д.);
  4. походка (размер и скорость шагов, расстановка ног при ходьбе, характер и тип движения, постановка стопы);
  5. жестикуляция — комплекс движений рук, а иногда и головы, сопровождающих речь (наличие, выразительность, характер жестов, привычные движения при разговоре);
  6. мимика (выраженность, эмоциональные состояния);
  7. артикуляция — положения губ при произнесении слов (степень выраженности);
  8. речь (язык, темп, характер, наличие акцента или местного говора, особенности построения фраз);
  9. голос (чистота, тембр, громкость, сила);
  10. манера поведения (устойчивые склонности и привычки).

Особые приметы и броские признаки — описываются детально по местонахождению, характеру, выраженности, размеру, форме и цвету, татуировки — по содержанию рисунков и надписей.

Сопутствующие признаки (описываются по наименованию, виду, цвету, фасону, материалу, назначению, рисунку, размеру, степени износа): головной убор, одежда, обувь, украшения, носимые предметы и т.д.

Описание лица по методу словесного портрета используется: при розыскных действиях и мероприятиях (сопоставлении внешности лица с имеющимся словесным портретом, сопоставлении фотокарточки лица или субъективного портрета со словесным портретом или сопоставлении двух словесных портретов с разных мест происшествия), поиске лиц, пропавших без вести, сопоставлении внешности неопознанного трупа или лица, которое по каким-либо причинам не может сообщить информацию о себе, со словесным портретом лиц, пропавших без вести.

Иные способы фиксации внешних признаков человека в криминалистической практике

В криминалистической практике используются и иные отображения внешних признаков человека.

Мысленный образ — отображение внешнего облика человека в памяти наблюдавшего его другого лица. Отождествление по мысленному образу происходит при предъявлении лица для опознания.

Кроме словесного портрета как упорядоченной системы описания признаков внешности, возможно также произвольное описание. Произвольные описания признаков внешности могут быть получены при допросе фигурантов уголовного дела. На точность такого описания будут влиять психическое состояние, состояние здоровья в момент восприятия, возраст и т.д.

Фотоизображения. В криминалистической практике используются как сигналитические снимки, выполненные по правилам опознавательной съемки, так и обычные любительские или профессиональные художественные снимки и снимки на документы, портреты, опубликованные в средствах массовой информации или для наглядной агитации.

Кино- и видеоизображения, в отличие от статичных фотографий, фиксируют не только анатомические, но и функциональные динамические и вербальные признаки.

Рентгено- и флюорограммы также фиксируют некоторые элементы внешности человека в виде обриса.

Субъективные портреты создаются на основе словесных описаний признаков внешности. Субъективные портреты подразделяются на рисованные и композиционные. При изготовлении рисованных портретов художник по описанию очевидцев изображает интересующего следствие человека. Композиционные портреты составляются из отдельных типовых элементов внешности. Композиционные портреты могут быть изокомпозиционными (составляются из нарисованных элементов), фотокомпозиционными (составляются из фрагментов фотографий, отображающих различные типы разных элементов внешности с использованием механических или компьютерных средств). Можно также выделить трехмерное моделирование внешности. Существуют разработанные программы по составлению объемных портретов из отдельных элементов внешности. Возможно также нанесение грима по описанию очевидцами интересующего следствие лица на похожего статиста.

Объемные посмертные маски могут сниматься с лица умерших людей с использованием гипса, парафина, полимерных масс и иных слепочных материалов. Ю.П. Дубягин выделяет экспертные маски, используемые в портретных экспертизах; маски, используемые в оперативно-розыскных целях (могут для поисковых целей подвергаться дополнительной гримировке); слепки, используемые в трасологических исследованиях.

Пластическая реконструкция лица по черепу осуществляется на основе научных разработок и методик профессором М.М. Герасимовым. Экспертом при пластической реконструкции на череп наносится слой воска или иной пластической массы, повторяющий предполагаемое размещение мягких тканей лица.

Возможности криминалистических экспертиз. Пластическая реконструкция лица по черепу

Основная задача фотопортретной экспертизы — изучение фотоснимков и иных портретов с целью установления тождества личности, изображенной на них. В ходе фотопортретной экспертизы устанавливается конкретное лицо, изображенное на фотоснимке, одно ли лицо изображено на двух или более снимках, производится сравнение фотоснимка с рентгенограммой или черепа с рентгенограммой, восстановление лица по черепу.

При проведении фотопортретной экспертизы используются только общефизические и анатомические признаки внешности человека. Оптимальными будут экспертные исследования одномасштабных одноракурсных снимков. Однако на практике получить такие снимки не всегда представляется возможным. Существует несколько методов исследования снимков.

Визуальный метод — сопоставление общих и частных признаков внешности лица, их размерных соотношений, формы, расположения на изучаемых портретах. Для наглядности на снимках может делаться соответствующая разметка.

Методы совмещения и наложения используются при сопоставлении одномасштабных одноракурсных снимков. При использовании метода совмещения в фотоснимках делаются вырезы, пересекающие антропометрические точки. Два снимка совмещаются, проверяется совпадение признаков внешности по линиям разреза. Другим способом совмещения будет разрез фотоснимка по центральной линии лица и совмещение правой части одной фотографии с левой частью другой. Кроме того, возможен разрез не по центральной линии, а по фигурной линии, проходящей через наибольшее количество признаков внешности. Если на двух фотоснимках изображено одно лицо, то при совмещении двух половин снимков признаки совпадут, получится комплексная фотография, сопоставимая с обоими первоначальными снимками. При использовании метода наложения производится наложение двух диапозитивов (или негативов) один на другой и проверяется совпадение одноименных точек в проходящем свете. В указанных целях может производиться и компьютерное наложение снимков.

Графический метод заключается в построении графиков, отражающих расстояния между антропометрическими точками и кривизну контурных кривых, и сравнении графиков двух и более снимков между собой.

Метод координатных сеток используется при сравнении одномасштабных одноракурсных (или с небольшой разницей ракурса) снимков. При применении данного метода производится наложение на снимки по антропометрическим точкам координатной сетки (листа стекла или пленки с нанесенной координатной сеткой). Проверяется соответствие расположения признаков на двух снимках относительно координат сетки.

При сравнении снимка черепа с фотоснимком лица (или рентгенограммы с фотоснимком) производятся наложение негативов (или рентгенограммы на негатив снимка) по контурам и заранее нанесенным ориентирам и фотографирование в проходящем свете.

Пластическая реконструкция лица по черепу, как уже отмечалось, производится по методу, разработанному профессором М.М. Герасимовым. Метод основан на закономерностях толщины мягких покровов лица и их взаимосвязи с формой черепа. Сначала реставрируются утраченные части черепа, затем делаются обводы черепа, измерения и чертежи, записывается каждая тонкая его деталь. Далее на черепе или его модели восстанавливаются жевательные мышцы. После этого на поверхность черепа наносится сетка гребней высотой, соответствующей толщине мягких тканей на различных частях лица. Пространство между гребнями заполняется.

Заканчивается реконструкция подбором нескольких вариантов прически и наложением грима.

Методика описания признаков внешности человека (метод словесного портрета)

При словесной фиксации признаков внешности руководствуются специальными правилами, входящими в методику «словесного портрета».

Словесный потрет — это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов.

Принципы метода словесного портрета:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

    1. системности (определяет последовательность (очередность) описания);
    2. полноты (предусматривает подробную характеристику).

Методика описания признаков внешности человека

1. Фиксируются признаки, характеризующие:

    • общефизические элементы внешности: пол, возраст, национальность (антропологический тип), рост, телосложение;
    • анатомические признаки отдельных областей тела и элементов;
    • функциональные признаки сопутствующих предметов.

2. Описание признаков внешности осуществляется по схеме «от общего к частному» и «сверху — вниз»:

    • фигурау в целом,
    • голова в целом,
    • лицо в целом,
    • отдельные элементы лица,
    • шея, плечи, спина, грудь,
    • руки, ноги.

3. Каждый из анатомических элементов характеризуется по

    • форме,
    • размеру,
    • положению,
    • некоторые — по цвету.

3.1. При описании формы используют наименование геометрических фигур (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный и др.) или геометрических линий (прямая, выпуклая, извилистая и т. п.).

3.2. Описание размеров элементов дается не в абсолютных величинах, а по отношению к другим элементам внешности. При этом характеризуют его высоту, длину, ширину, количество и т.д. Градация величин чаще всего бывает трехчленная: большой, средний, малый. Может использоваться и пятичленная, с добавлением: очень большой и очень малый. При семичленной градации добавляют: «выше среднего», «ниже среднего». Если возникают сомнения в характеристике размера, то его указывают в двух значениях: «средний-малый», «большой-средний».

3.3. Положение элемента определяется относительно вертикальных и горизонтальных плоскостей тела (горизонтальное, наклонное, скошенное внутрь и т. п.), а также по взаимоположению (слитное, раздельное).

3.4. По цвету характеризуют волосы (черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие, седые); глаза (черные, карие, серые и т. д.) и иногда цвет кожи (очень красная, желтая, синевато-красный нос, цвет родимого пятна и т. п.).

4. Для описания должны использоваться единые принятые в словесном портрете термины, исключающие разночтение и неясность.

5. Анатомические признаки описывают применительно к двум ракурсам:

    • вид спереди (анфас);
    • вид сбоку (правый профиль).

При этом голова должна находиться в «нормальном» положении, когда горизонтальная линия проходит через переносицу, наружный угол глаза и верхнюю треть ушной раковины (т.н. французская антропологическая горизонталь). Мышцы лица должны находиться в спокойном состоянии (без улыбки, мимики, гримас), косметика отсутствовать, волосы убраны со лба и ушных раковин, очки и головной убор сняты (их описание дается в сопутствующих признаках) .

Схема описания внешних признаков по методу «словесного портрета»

Элементы и признаки лица в фас:

1а. Антропометрические точки лица:

А — верхнелобная, Б — глабелла, В — верхненосовая, Г — зрачковые, Д — подносовая, Е — подбородочная, Ж — нижнечелюстные.

1 — высота лба, 2 — ширина лба, 3 — линия положения брови, 4 — линия положения глазной щели, 5 — зрачковая линия, 6 — протяженность глазной щели, 7 — ширина спинки носа, 8 — высота носа (носовой части лица), 9 — ширина носа, 10 — высота верхней губы, 11 — протяженность ротовой щели, 12 — высота подбородка, 13 — оттопыренность ушной раковины, 14 — высота ушной раковины, 15 — осевая (медиальная) линия.

1б.

1 — линия роста волос, 2 — области лобных бугров, 3 — области надбровных дуг, 4 — головки бровей, 5 — контуры бровей, б — хвосты бровей, 7 — внутренние углы глаз, 8 — наружные углы глаз, 9 — контуры складок верхних век, 10 — носогубной фильтр, 11 — контур каймы верхней губы, 12 — контур каймы нижней губы, 13 — контур подбородка, 14— контур завитка, 15 — контур противозавитка, 16 — контур козелка.

Элементы и признаки лица в профиль:

2а.

На 1, 2, 3 — лобная, носовая, ротовая часть лица и их высоты, 4 — положение (наклон) лба, 5, б — измерение высоты и глубины переносицы, 7 — выступание спинки носа, 8 — выступание носа, 9 — линия основания носа, 10 — ширина ушной раковины, 11 — высота ушной раковины, 12 — вертикальная (фронтальная) линия.

2б. 1 — контур лба, 2 — контур спинки носа, 3 — контур нижнего края крыла носа, 4 — контур подбородка, 5 — положение верхней губы, 6 — положение нижней губы, 7 — наружный угол глаза, 8 — линия основания ушной раковины, 9 — завиток, 10 — козелок, 11 — противозавиток, 12 — противокозелок, 13 — мочка уха.

Описание анатомических признаков

Пол: мужской, женский.

Возраст. Устанавливается:

    1. по документам, если они не вызывают сомнений;
    2. «на вид» (с указанием этого обстоятельства и в некоторых пределах: на вид 25-30 лет, на вид 50-60 лет и т. п.);
    3. по данным медицинского освидетельствования или судебно-медицинской экспертизы.

Национальность (тип лица). При отсутствии документов и иных достоверных сведений, подтверждающих национальность человека, допустимо определение типа лица. Это может быть антропологический тип внешности, характерный для определенной расы (европеоидный, монголоидный, негроидный и т. п.) или сравнительное определение типа применительно к нашей стране: европейский тип, кавказский, среднеазиатский, монгольский и др.

Фигура в целом

Рост определяют чаще всего по трехчленной градации:

  • низкий (для мужчин до 160 см),
  • средний (для мужчин от 160 см до 170 см),
  • высокий (для мужчин более 170 см).

Допустима характеристика: очень низкий, очень высокий. Если имеются или могут быть получены данные антропометрических измерений (медицинская карта и др.), то рост указывают в абсолютных величинах.

Для женщин эти цифровые величины применяются для каждой категории на 10 см меньше.

Телосложение характеризуется в зависимости от развития костно-мышечной системы и степени жировых отложений. Различают телосложение: слабое, очень слабое, среднее, коренастое, атлетическое.

По степени упитанности человек может характеризоваться следующими признаками: худой, худощавый, средней упитанности, полный (особенности — очень худой, очень полный — «тучный»).

Описание функциональных признаков

Осанка — привычное положение туловища и головы (привычная поза человека). При этом отмечается положение головы относительно туловища (отклонена к правому или левому плечу, наклонена вперед, откинута назад), а также положение туловища по отношению к вертикали (спина прямая, сутулая, сгорбленная).

Походка — совокупность привычных автоматических движений при ходьбе как проявление сформировавшегося у человека определенного динамического стереотипа. Это обстоятельство определяет постоянство таких элементов походки, как длина шага (левого, правого), ширина шага, угол шагов, угол разворота, стопы. Поэтому при описании походки отмечают размер шага (длинный, короткий). Ширину шага (узкое или короткое расставление ступней, постановка ступней при ходьбе (носками наружу, носками внутрь, параллельно), темп (быстрый, медленный), вид (походка мягкая, тяжелая, шатающаяся, в развалку, подпрыгивающая, семенящая, вихляющаяся). Отмечается также хромота, приволакивание ноги, положение рук при ходьбе (размахивание рук, руки в карманах, заложены сзади). Походка может изменяться под влиянием заболеваний ног, нервной системы, перенесенных травм головы.

Жестикуляция — комплекс движений рук, плеч (иногда головы) человека, которыми он сопровождает свою речь, чтобы придать ей большую выразительность. При описании жестикуляции фиксируют ее темп (быстрая, медленная), выразительность (оживленная, энергичная, вялая), характер жестов и их содержание (указательная, изобразительная и т. п.).

Мимика — движение мышц и элементов лица, меняющих его выражение в зависимости от эмоционального состояния человека или его желания. Она может быть очень развитой или маловыразительной. Обычно отмечают наиболее выраженную и привычную мимику (поднятие бровей, закусывание губ, подмигивания и т. п.).

Речь — применительно к ней характеризуют как данные, относящиеся к собственно речи, так и данные речевого механизма. В первом случае отмечают языки, на которых говорит человек, и какой из них является для него родным, диалект или наречие, акцент, особенности произношения, построение фраз, употребление жаргонных слов, засоренность речи («вот», «понимаете» и т. п.).

В отношении речевого механизма отмечают темп (медленный, быстрый), характер (речь спокойная, возбужденная), особенности речи (картавость, шепелявость, гнусавость и др.). Голос характеризуют по тембру (бас, баритон, тенор, альт, дискант), силе (слабый, средний, сильный) и чистоте (чистый, хриплый, глухой, сиплый).

Манеры (привычки) поведения формируются в процессе жизнедеятельности человека и выражаются в однообразном (обычно автоматическом, неконтролируемом) выполнении определенных действий (потирание ладоней, поглаживание головы, усов, переступание с Ноги на ногу, манера прикуривать, здороваться и т. п.).

Описание сопутствующих элементов и их признаков

Это описание относится к одежде, обуви, головным уборам и предметам, которые. обычно человек имеет при себе (очки, кольцо, цепочки, кулон и т. п.) В отношении одежды отмечают ее наименование (куртка, плащ, пиджак и т. д.), вид (гражданская, спортивная, военная, форменная и т. п.), фасон и покрой (однобортный пиджак, пальто-реглан, шапка-ушанка и т. п.), цвет, рисунок, материал, состояние одежды, эксплуатационные признаки. Подобным образом описывают и иные сопутствующие предметы.

Словесный портрет криминалистика образец

Словесный портрет — это используемое в следственной и оперативно-розыскной практике упорядоченное, систематизированное описание признаков внешности человека с использованием унифицированной терминологии.

Основные правила описания внешности по методу словесного портрета:

— описание осуществляется последовательно сверху вниз, от общего к частному;

— описание осуществляется с максимальной полнотой и всесторонностью;

— при описании используется унифицированная терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур);

— внешность человека (и отдельные ее элементы) характеризуются по различным критериям, таким как форма, величина, положение, количество, цвет и т.д.;

— голова человека как наиболее заметный и запоминающийся элемент описывается в анфас и профиль.

Порядок описания признаков. Общефизические признаки: пол, возраст (указывается по документам, «на вид» или по данным медицинского освидетельствования), раса, этноантропологический тип (этнос, национальность и т.д.).

Функциональные признаки: 1) осанка (по положению туловища: напряженная, подтянутая, свободная и распущенная; по отношению к вертикали: прямая, сутулая или сгорбленная); 2) привычное положение головы (отклонения от вертикали относительно туловища); 3) привычное положение рук (руки в карманах, за лацканами пиджака, вдоль туловища, за спиной, на бедрах, скрещены на груди и т.д.); 4) походка (размер и скорость шагов, расстановка ног при ходьбе, характер и тип движения, постановка стопы); 5) жестикуляция — комплекс движений рук, а иногда и головы, сопровождающих речь (наличие, выразительность, характер жестов, привычные движения при разговоре); 6) мимика (выраженность, эмоциональные состояния); 7) артикуляция — положения губ при произнесении слов (степень выраженности); 8) речь (язык, темп, характер, наличие акцента или местного говора, особенности построения фраз); 9) голос (чистота, тембр, громкость, сила); 10) манера поведения (устойчивые склонности и привычки).

Особые приметы и броские признаки — описываются детально по местонахождению, характеру, выраженности, размеру, форме и цвету, татуировки — по содержанию рисунков и надписей.

Сопутствующие признаки (описываются по наименованию, виду, цвету, фасону, материалу, назначению, рисунку, размеру, степени износа): головной убор, одежда, обувь, украшения, носимые предметы и т.д.

Описание лица по методу словесного портрета используется: при розыскных действиях и мероприятиях (сопоставлении внешности лица с имеющимся словесным портретом, сопоставлении фотокарточки лица или субъективного портрета со словесным портретом или сопоставлении двух словесных портретов с разных мест происшествия), поиске лиц, пропавших без вести, сопоставлении внешности неопознанного трупа или лица, которое по каким-либо причинам не может сообщить информацию о себе, со словесным портретом лиц, пропавших без вести.

Пример описания по методу словесного портрета

Читайте также:
  1. I Примером действия безличных механизмов социально-психологического взаимодействия могут служить стереотипы восприятия партнера по общению.
  2. II Примером влияния личностных индивидуальных особенностей партнеров по общению могут быть индивидуальные, прежде всего характерологические, особенности личности.
  3. II. Средства, применяемые при лечении заболеваний, вызванных условно-патогенными грибами (например, при кандидамикозе)
  4. III пример.
  5. III. После этого раненую конечность лучше всего зафиксировать, например, подвесив на косынке или при помощи шин, что является третьим принципом оказания помощи при ранениях.
  6. IV. Практические наставления. Сила и значение веры, ветхозаветные примеры веры. (10.19-13.25).
  7. IV. ТИПОВОЙ ПРИМЕР РАСЧЕТОВ.
  8. IV.2.10. Примеры из практики профконсультирования.
  9. T альвеол без сурфактанта примерно равно 50 дин/см, T альвеол с нормальным количеством сурфактанта на их поверхности колеблется от 5 до 30 дин/см.
  10. V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К АТТЕСТАЦИИ
  11. Аварии на ОИАЭ, примеры
  12. Алгоритмические описания с помощью секвенций

Мужчина, около 27 лет, европейского типа, рост приблизительно 180 см, телосложение среднее.

Головасредней высоты, овальной формы.

Волосытемные, прямые, средней густоты и длины, линия роста волос М-образная, волосы не зачесаны.

Лицо овальной формы, со средними чертами, средней полноты, профиль выпуклый. Лоб средней высоты и ширины, прямой, отклонен назад.

Брови дуговые, длинные, сужающиеся к вискам, косовнутреннего положения, близкорасставленные, высокие, средней густоты.

Глаза миндалевидные, средних длины и раскрытия, косовнутреннего положения, серо-голубого цвета, со средне выраженным нижним веком.

Носсредней высоты (длины), ширины, выступания и глубины переносья, с извилистым кон­туром спинки носа, основание горизонтальное.

Рот средней длины, углы рта расположены горизонтально, выступающие в профиль губы, контур смыкания губ прямой, высота верхней губы средняя.

Подбородоковального профиля, малой высоты, средней ширины, выступающий.

Ушные раковинысредней величины, скошены назад, общей оттопыренности, прямоуголь­ной формы, с отдельным креплением мочки к щеке.

Волосяной покровна лице отсутствует.

Шея средней высоты и толщины, прямая.

Особые приметы: нет

Одет в футболку черного цвета

При личном наблюдении описываются функциональные элементы внешности.

Вопросы для самоконтроля по теме 9:

1.Система классификации признаков внешности человека,
2.Собственные элементы и признаки облика человека.

3.Сопутствующие элементы и признаки внешности человека.

4.Особые приметы внешности человека.

5.Правила описания внешности по методу словесного портрета,
6.Понятие и виды субъективных портретов.

7.Использование словесных и субъективных портретов в розыскной деятельности органов внутренних дел.

8.Закономерности изменения внешнего облика человека.

9.Источники информации о внешнем облике человека.

10.Отображения внешнего облика человека, используемые в криминалистике
практике.

Дополнительнаяя литература по теме 9:

1.Аленин А.П., Дубягин Ю.П., Кузнецов А.А. Использование словесного портрета в розыскной деятельности органов внутренних дел: Учебно-практическое пособие. Омск, 1996.

2.Восстановление лица по черепу в криминалистике; Учебное пособие / Сост. Б.А. Федосюткин и др., 1990.

3.Зинин А.М. Применение субъективных портретов. М., 1996.

4.Криминалистическое описание внешности человека; Учебное пособие / Под общ. ред. В.М. Снетков,1993.

6.Липкин В.С. Методические рекомендации по описанию внешнего облика человека с использованием словесного портрета. Челябинск, 2001.

7.Топорков А.А. Словесный портрет.; Практическое пособие. М. .1999.

8.Цветков П.П., Петров В.П. Идентификация личности по фотоснимкам. Л., 1996,

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да