+7 (499) 938 42 63  Москва

+7 (812) 467 32 84  Санкт-Петербург

8 (800) 350 10 92  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Право в системе социального регулирования кратко


10.1. Понятие, виды и способы социального регулирования

10.2. Понятие и особенности социальных норм

10.3. Классификация социальных норм

10.4. Соотношение норм права с другими социальными нормами

Понятие, виды и способы социального регулирования

В своей жизнедеятельности люди совместно влияют на природу, друг на друга и вступают между собой в определенные отношения. Условия общественной жизни людей требуют управления их деятельностью, организацию общественных отношений. Таким образом в процессе исторического развития и функционирования общества возникает социальное регулирование. Определенные действия людей направляются правилами поведения — нормами, с помощью которых упорядочиваются общественные отношения.

Регулирования в социальной жизни может быть индивидуальным и нормативным. Индивидуальное регулирование — это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных актов, способ решения определенного конкретного вопроса, который имеет отношение только к этому случаю, к конкретному лицу. Это простейшее социальное регулирование. Нормативное регулирование — это упорядочение поведения людей при помощи общих правил, известных моделей, которые распространяются на все случаи определенного рода, и которым должны пидпорюватися все лица, которые попали в нормативно урегулирована ситуация. С помощью общих правил возможно достичь единого непрерывного порядка в общественных отношениях.

Нормативные регуляторы один масштаб поведения — нормы. Они характеризуются неопределенностью адресатов, повторяемостью действий, обязательностью исполнения, наличием санкций за нарушение правил поведения. В совокупности нормативные регуляторы создают социальную нормативно-регулятивную систему. Система социальных норм отражает достигнутый степень экономического, социально-политического и духовного развития общества. Культура общества отражается в содержании социальных норм. В них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного различия, то есть таких законов, которые действуют с естественно-исторической необходимостью.

То есть, суть нормативного регулирования заключается в том, что общим правилом определяется определенное поведение для всех людей, которые подпадают под обстоятельства, которые предусматриваются нормами.

Социальном регулированию свойственны три способа регулирования: 1) разрешение — указание на варианты поведения, которые не запрещены. Эти варианты поведения для общества могут быть желательными, но не обязательными; 2) приказ — указание на действия, которые требуются от субъекта. Приказ в отличие от разрешения ограничивает усмотрение субъекта; 3) запрет — указание на действия, которые не следует делать. В норме может предоставляться характеристика этих действий. Запретительные нормы не указывают вариантов позитивного поведения, а только очерчивают круг негативных поступков.

Понятие и особенности социальных норм

Норма — это общее правило поведения, которое действует непрерывно во времени относительно неограниченного круга лиц и неограниченного количества случаев. Формирование и развитие социальных норм связанные с процессом общественного регулирования поведения людей.

В обществе наряду с правом существуют и другие правила поведения (нормы), которые влияют на общественные отношения путем их регулирования. В общем все нормы делятся на технические и социальные.

Технические нормы создаются людьми в процессе их воздействия на природу. Осуществляя производственную деятельность, люди совершенствуют технические правила. Содержание технических правил меняется вместе с развитием производственных сил. Технические нормы — это правила эффективного и рационального воздействия человека на окружающий, на природу в процессе производственной деятельности. Но в современных условиях развитие техники и технологий, обострение глобальных проблем, приводят к тому, что все большее количество технических норм становится социальными. Создаются технико-социальные нормы — регулирующих отношения между людьми по поводу выполнения технических правил.

Социальная норма — это исторически обусловлено правило поведения или деятельности людей, носит общий характер, установлено различными субъектами, обеспечивается различными средствами общественного или государственного влияния и направлено на регулирование и охрану различных общественных отношений и социальных ценностей. Особенностями социальных норм является то, что предметом их регулирования выступают социальные (общественные) отношения, а субъектный состав этих отношений связан только с людьми как представителями социальной сферы.

Надо иметь в виду, что технические и социальные нормы взаимодействуют между собой. Наиболее важные нормы поддерживаются государством, правом и становятся технико юридическими нормами (правилами). Они уже являются общеобязательными и влекут за собой юридические последствия.

Вся совокупность норм, с помощью которых осуществляется регулирование, составляет систему нормативного регулирования общественных отношений. Социальные нормы — это общие правила, регулирующие поведение людей в обществе.

Существенным признаком социальной нормы является ее нормативность :

1) нормативность отражает типичность социальных процессов, явлений, связей и является следствием их повторяемости;

2) нормативность выражает всеобщность социальных связей и явлений, максимальная степень распространенности соответствующих общественных отношений, их видов, вариантов в обществе. Степень распространенности социальных связей зависит от их практической целесообразности и полезности, способности удовлетворять интересы людей;

3) нормативность предусматривает обязательность (императивность) элементов правовой системы. В отношении юридических норм это означает неуклонное их выполнения и неизменно предполагает реакцию со стороны общества, государства, социальной группы на поведение человека, который отвечает норме или отклоняется от нее. Следует различать внутреннюю и внешнюю природу обязательности социальных установок, которые выражены в элементах правовой системы. Внутренняя природа обязательности проявляется в том, что личность, зная типичность, распространенность, практическую целесообразность определенных отношений, охотно следует им в своем поведении. Это стремление становится внутренним убеждением, побудительной силой поведения. Внешняя природа обязательности обусловлена внешними факторами влияния на психику личности — убеждением и принуждением. Средства для обязательности социальных установок исходят от других лиц, социальных групп или организаций;

4) нормативность является средством выражения, моделирование типичных, общих и обязательных социальных связей, ситуаций. Стали, а также необходимые в будущем общественные отношения должны иметь четкие рамки, границы, получить надлежащее оформление и выражение, иначе они не станут правилом, эталоном поведения. Средством выражения всеобщности, типичности, обязательности социальных связей, предоставление им четкости и определенности выступают право, политика, правосознание, мораль и т. Д. При этом одни и те же социальные отношения могут иметь несколько форм выражения. Последнее обстоятельство позволяет, во-первых, объяснить возможности регулирования одних и тех же общественных отношений несколькими видами социальных норм одновременно, и, во-вторых, не ставить нормативность определенного вида отношений в зависимость только от одной формы (например, связывать ее только с юридическими нормами).

Социальные нормы указывают, как следует вести себя в определенной ситуации, и регулируют общественные отношения. Действие социальных норм приводит к общественной порядке. Социальные нормы имеют общий характер. Они распространяются не только на конкретное лицо, а на всех лиц, которые оказываются в подобных ситуациях. Для социальной нормы как общего правила поведения характерны многократность применения, продолжительность действия, неопределенность адресата (адресуется всем, кто оказался в определенных условиях).

Социальные нормы создаются в результате сознательной волевой деятельности людей. Кроме того, реализация социальных норм обеспечивается сознанием людей, а также теми социальными группами, организациями, интересы которых отражают те или иные социальные нормы. И система, и содержание социальных норм определяются уровнем экономического, политического, культурного развития общества.

В то же время социальные нормы имеют о Активный характер. То есть, сам факт существования социальной нормы не зависит от воли и сознания людей. Эти субъективные факторы (воля и сознание) влияют на содержание социальных норм, а возникают социальные нормы вследствие объективной потребности общества в поддержании порядка, обеспечении развития.

Итак, общие черты всех социальных норм: 1) они являются стандартом поведения, типичной и нормальной в определенной ситуации, в определенном времени; 2) эти нормы определяют границы поведения, которая должна быть, определяют границы возможного поведения, одобряется, и одновременно является средством контроля за таким поведением; 3) эти нормы формируются в процессе жизнедеятельности людей; 4) все эти нормы имеют целью обеспечения порядка и организованности в общественных отношениях.

Важнейшей характеристикой социальной нормы является ее полезность , то есть общественная необходимость, обязательность и фактическая реализация в поведении людей.

Однако полезность может потребоваться для одной социальной группы, может быть нейтральным и даже вредной для другой группы. Полезность нормы переменная в пространстве и времени. Функции социальных норм: 1) регулятивная — эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие; 2) оценочная — они являются критерием отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов; 3) трансляционная — через эти нормы достояние человечества, культура не только сохраняются, но и передаются следующим поколениям.

Право в системе социального регулирования кратко

Право в системе социального регулирования

1 . Понятие и виды социального регулирования

Как указывалось, общество представляет собой не механическую совокупность людей, а систему их отношений. И всякие отношения требуют упорядоченности и организованности. А этот порядок и организованность осуществляется благодаря социальному регулированию, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности.

Социальное регулирование бывает индивидуальное и нормативное. Индивидуальное регулирование имеет место тогда, когда один конкретный субъект воздействует на другого, предписывая ему строго определенный вариант поведения. (Таков, например, приказ работодателя о приеме на определенную должность конкретного работника). Нормативное же регулирование осуществляется посредством создаваемых в обществе норм, содержащих предписаний общего характера и направляющих поведение широкого круга людей. Эти нормы носят название социальных норм. Их субстратом является не просто правило (эти правила существуют и в других несоциальных сферах, например грамматические, математические, технические), а правило поведения, То есть социально-волевые масштабы поведения людей и их коллективов в сформированные в целях социального (общественного) упорядочения их отношений.

Особенности социального регулирования:

Во-первых, оно представляет собой определенное внешнее воздействие.

Во-вторых, социальное регулирование – это воздействие на поведение людей и различные их отношения, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности.

В-третьих, это воздействие осуществляется при помощи индивидуальных и нормативных средств.

В-четвертых, социальное регулирование – это воздействие на поведение людей и их образования в целях их упорядочения.

Следовательно, социальное регулирование — это осуществляемое при помощи нормативных и индивидуальных средств воздействие на поведение людей и соответствующие отношения в целях их упорядочения.

Преимущественное значение имеет регулирование посредством социальных норм. Поскольку общественные отношения весьма разнообразны, то различны и регулирующие их социальные нормы. По своему содержанию и сфере отношений они могут быть подразделены на политические, нормы культуры, нравы, эстетические «правила игры» и т.д. Однако главное деление социальных норм — по их регулятивным особенностям, порядку принятия и основаниям. С этой стороны они классифицируются по нескольким группам:

— нормы морали (нравственности);

Все указанные виды норм, их содержание предопределены существующим экономическим и политическим строем общества и составляют определенное единство. Поскольку они в процессе регулирования взаимодействуют между собой, выполняя определенные функции и занимая определенное место в регулировании общественных отношений, можно говорить о единой системе социального регулирования.

Рассмотрим указанные нормы.

Моральные нормы — это представления людей о добре и зле, справедливом и несправедливом, постыдном и похвальном, стихийно сложившиеся в сознании людей и обеспечиваемые силой общественного мнения и совестью человека .

Нормы-обычаи — образовавшиеся в результате многократного повторения и вошедшие в привычку варианты поведения, обеспечивающиеся силой общественного воздействия.

Корпоративные нормы — правила, создаваемые в рамках определенной социальной организации и распространяющиеся на членов этой организации.

Религиозные нормы — правила поведения, образовавшиеся в рамках определенной религиозной конфессии, распространяющиеся на исповедующих данную конфессию и обеспечивающиеся в определенном конфессиональном порядке.

В рамках курса теории права важно выявить вопросы соотношения этих норм с правом.

Прежде всего, отметим общие черты. Как и право, так и все иные нормы являются социальными, то есть правилами поведения общего характера, направленными на регулирование общественных отношений. Указанное единство позволяет определить как их отличие от норм права, так и проследить их взаимодействие.

Будучи социальными регуляторами, иные нормы имеют принципиальные отличия от правовых. Это отличие по следующим направлениям:

— по способам образования. Правовые нормы издаются государством. Иные нормы возникают стихийно, без воздействия государства;

— по формам существования. Правовые нормы закреплены в формальных источниках. Моральные же нормы и нормы обычаи не имеют такого закрепления;

— по способам защиты. Правовые нормы обеспечиваются государством. Иные нормы – силой общественного воздействия;

— по характеру регулирования. Право воздействует на поведение людей с помощью специальных средств, образующих механизм правового регулирования. Иные же нормы — через непосредственное воздействие на сознание людей;

— право в силу своей специфики обладает определенными признаками (особая нормативность, системность, общеобязательность и т.д.), которые не свойственны иным социальным нормам.

Вместе с тем, все социальные нормы активно взаимодействуют между собой в процессе регулирования общественных отношений.

Право в системе социального регулирования

1.В любом обществе действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают регулирующее воздействие на развитие общественных отношений. Они определяют поведение людей, вводят его в те или иные рамки, упорядочивают общественные отношения.

Среди такого рода регуляторов принято выделять нормативныеи ненормативныесоциальные регуляторы. Нормативные регуляторы устанавливают четкие рамки поведения людей, содержат одинаковый масштаб (эталон) поведения, т.е. норму. Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с ненормативными регуляторами.Ненормативныесоциальные регуляторыне содержат четкой нормы поведения людей.

Среди ненормативных регуляторов выделяют ценностный, директивный и информационный. Ценностный регулятор воздействует на общественные отношения с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, которые формируются в культуре общества, отдельных народов, наций, в профессиональной среде, возрастных группах и т.д. (Это один из древнейших регуляторов в человеческом поведении. Если законодатель не будет учитывать систему социальных ценностей, сложившихся в обществе, то такого рода нормы и акты не будут восприняты обществом.)

Директивный регулятор — это воздействие на общественные процессы посредством директивы, приказа, указания. (Такой регулятор оказывал огромное влияние на жизнь советского общества в период существования административно-командной системы.)

Информационный регулятор — воздействие на общественные отношения и процессы с помощью средств массовой информации, которые способны придать тем или иным поступкам и действиям положительное или отрицательное значение. (Влияние информационных регуляторов на жизнь общества огромно: они по существу создают стереотипы поведения, по-разному оценивают различные политические и правовые ситуации и т.д.)

Вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности, представляет собой сис­тему нормативного регулирования общественных отношений. Право — уникальный, высокозначимый авторитетный регуля­тор, но оно лишь один из компонентов системы нормативного ре­гулирования. При обсуждении роли права в системе социального нормативного регулирования значение имеют: правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в связи с их действием. Социальные нормы не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества, т.е. закрепляются в праве.

2. Основными социальными регуляторами являются право и мораль.
В литературе по этике мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого.
Право и мораль имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом.

а) принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности;
б) являются основными регуляторами поведения;

в) имеют общую цель — регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества как целого;

г) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе;
д) выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.

Различия:
1. Мораль формируется ранее права. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право — с государством.

2. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем.

3. Нормы морали формируются как нормативное выражение этики. При этом процесс формирования идет спонтанно. Право предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли.

4. Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники права).

5. С точки зрения внутренней организации моральная система, будучи относительно целостным нормативным образованием, не обладает такой логически стройной и достаточно жесткой структурой (законом связи элементов) как система права.
6. Право и мораль различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения.

Право и мораль взаимодействуют. Право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мораль признает противоправное поведение безнравственным. Нормы морали имеют важное значение как для правотворческой деятельности, так и для реализации права: прежде всего для процесса применения правовых норм. (Правоприменитель не сможет вынести справедливое решение без опоры на нравственные требования. Вместе с тем не исключены противоречия между нормами морали и права. Это связано, в частности, с процессами их развития: впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.)

3. Религия (от лат. «religio» — набожность, святыня, предмет культа) — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. (Древнейшая из таких правовых систем — индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии. Другой пример — мусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама и называется «шариатом» (в переводе — «путь следования»). Таким образом, религиозная правовая система — единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества.)

Характер взаимодействия норм права и религиозных норм определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с государством. Так, государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе.

Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной проповеди Христа — «не убий» и «не укради». (При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы — мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они — необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе).

Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают в некоторых случаях в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы.

4. Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами. Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере практической необходимости

Обычаи принято определятькак правила поведения, складывающиеся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате многократного повторения вошедшие в привычку. Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освящены заветами предков. Немало из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста). Подобные социальные стереотипы имеются у всех народов, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, у разных этносов, национальных групп. Это древнейшая форма социальной регуляции.

В более широком зна­чении к обычным нормам относят не только обычаи, но и нравы, традиции, обряды, ритуалы. К большинству традиций, ритуалов и обрядов право индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей Консти­туционного Суда к присяге. Общая схема влияния права на обычаи такова: прогрессив­ные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые проти­воречат закону, квалифицируются как правонарушения. Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В то же время обычаи меньше значат для правотворчества и правореализации, чем, скажем, нормы морали.

Обычаи имеют свои особенности отличающие их от права:

1) это правила поведения, которые никем сознательно, не устанавливаются и не санкционируются. Они складываются стихийно, в процессе общественной практики и повседневной жизнедеятельности;

2) обычаи формируются в результате весьма длительного, многократного повторения одних и тех же действий одними и теми же лицами;

3) Обычаи относятся к неправововым социальным нормам, чаще всего складываются и реализуются импульсивно;

4) Обычаи соблюдаются не в силу опасения государственного принуждения, а в результате привычки, естественной потребности человека (человек раб привычек).