+7 (499) 288 16 73  Москва

+7 (812) 385 57 31  Санкт-Петербург

8 (800) 550 47 39  Остальные регионы

Бесплатная юридическая консультация!

Не нашли ответ на свой вопрос?

Проконсультируйтесь с юристом бесплатно!

Это быстрее, чем искать.

Ответ юриста уже в течение 10 минут

Закрыть
Кратко и ясно сформулируйте суть вопроса.
Пример: "Как открыть ООО?",
"Не выплачивает страховая, что делать?"
Запрещено писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ
Сформлируйте ваш вопрос как можно точнее и подробнее.
Чем больше информации - тем точнее будет ответ.
  • img

    Конфиденциальность

    Ваши персональные данные нигде не публикуются. Передача информации защищена сертификатом SSL.
  • img

    Быстро и удобно

    С нами вы сэкономите массу времени, ведь мы отобрали лучших юристов в каждом из городов России.

Спасибо, наш юрист свяжется с вами по телефону в ближайщее время. Также ваш вопрос будет опубликован на сайте после модерации.

Правила регистрации безработных граждан


Порядок регистрации безработных граждан

Регистрации в качестве безработных подлежат граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Правила регистрации безработных граждан утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891.

Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется при личном посещении указанными гражданами отдела трудоустройства по месту жительства (адреса и телефоны указаны в разделе «Отделы трудоустройства») и предъявлении следующих документов:

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • трудовая книжка или документ, ее заменяющий;
  • документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;
  • справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (кроме граждан длительно (более года) не работавших);
  • для граждан, относящихся к категории инвалидов, — индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее — индивидуальная программа реабилитации).

Постановка на регистрационный учет безработных граждан, ранее не работавших, не имеющих профессии (специальности), осуществляется при предъявлении следующих документов:

  • паспорт;
  • документ об образовании;
  • для граждан, относящихся к категории инвалидов, — индивидуальная программа реабилитации.

Решение о признании граждан безработными принимается отделом трудоустройства не позднее 11-го дня с даты предъявления указанных выше документов в случае невозможности предоставления органами службы занятости гражданам подходящей работы.

По собственной инициативе граждане вправе предъявить в отделе трудоустройства документы, подтверждающие отнесение граждан к следующим категориям: инвалиды; освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; беженцы и вынужденные переселенцы; ветераны боевых действий; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; почетные доноры; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.

2.3 Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости

Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, регистрируются в установленном законом порядке.

В целях трудоустройства осуществляется регистрация безработных граждан в органах государственной службы занятости. Основные этапы регистрации безработных граждан определены Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан». Этот порядок включает четыре этапа:

первичная регистрация безработных граждан;

регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;

регистрация граждан в качестве безработных;

перерегистрация безработных граждан.

При первичной регистрации от граждан не требуется никаких документов. Она осуществляется в целях учета общей численности безработных. При этом предполагается, что органы занятости должны фиксировать в регистрационных документах сведения об обратившемся гражданине. На практике, как правило, такой учет не ведется, а процедура первичной регистрации имеет консультативное значение. 13

Регистрация граждан в целях подходящей работы осуществляется органом занятости по месту жительства гражданина со дня представления им необходимых документов:

паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

трудовой книжки или иных документов, подтверждающих трудовой стаж;

документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию;

справка о среднем заработке по последнему месту работы.

Инвалиды в дополнение к этим документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалидов, выданные в установленном порядке. Если гражданин не имеет инвалидности, но имеет другие ограничения в трудовой деятельности (например, хроническое заболевание), то он должен предоставить соответствующие медицинские документы.

Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы. Гражданину, впервые ищущему работу и не имеющему профессии, орган занятости может предложить два варианта получения профессиональной подготовки. Если предложенные варианты работы являются для данного гражданина подходящими, то в случае отказа он не будет зарегистрирован в качестве безработного. Однако недопустимо предлагать гражданину одну и ту же работу дважды. 14

На каждого гражданина, зарегистрированного в целях поисках подходящей работы, оформляется личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органов по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в органы по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется в срок, установленный органом занятости, но не позднее чем через 11 дней после регистрации в целях поиска подходящей работы. При этом гражданин предъявляет те же документы, что и на этапе регистрации в целях поиска подходящей работы. При необходимости орган занятости может потребовать дополнительную или уточненную справку о среднем заработке по последнему месту работы. Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия учреждениями службы занятости решения о признании его безработным.

Граждане, признанные безработные, обязаны проходить перерегистрацию не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, — не реже одного раза в месяц. В случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации выплата пособия по безработице может быть приостановлена сроком до трех месяцев. При длительной, т.е. более месяца, неявке на перерегистрацию безработный снимается с регистрационного учета.

При перерегистрации безработные предъявляют паспорт и трудовую книжку. Впервые идущие работу и не имеющие профессии предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Безработные граждане снимаются органами занятости с регистрационного учета в случае признания их занятыми. А так же в случае направления его органом занятости для прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки.

Гражданин снимается с регистрационного учета вследствие неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы в орган занятости для предложения ему подходящей работы, а также неявки в срок, установленный органом по вопросам занятости, для регистрации в качестве безработного.

Безработный снимается с регистрационного учета при переезде в другую местность. В этом случае гражданин будет зарегистрирован в качестве безработного в органе занятости по новому месту жительства.

Законом предусмотрено снятие гражданина с регистрационного учета в качестве безработного за предоставление заведомо ложных сведений при регистрации, а также в случае обнаружения злоупотреблений с его стороны.

Наконец, безработный снимается с регистрационного учета в случае назначения ему пенсии в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Имеется в виду не только назначение трудовой пенсии по старости на общих основаниях (т. е. при достижении пенсионного возраста), но и досрочное назначение пенсии (в том числе по предложению органов занятости), назначение пенсии за выслугу лет и т.п.

Исходя из принципа свободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе гражданина. Он вправе отказаться от услуг в трудоустройстве на работу, как до получения направления, так и после получения, поскольку направление не создает каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого. Завершение процесса трудоустройства связывается с правоотношениями между трудоустраиваемым гражданином и работодателем, которые возникают с получением гражданином от органа трудоустройства направления на работу или на профессиональное обучение и предъявлением его работодателю. 15

Лекция №20. Безработные граждане. Понятие, правила регистрации, признание гражданина безработным.

О безработных гражданах, признание безработным и правилах регистрации

Согласно ст.3 закона «О занятости» безработным признаётся гражданин при наличии следующих условий:

  1. трудоспособность по состоянию здоровья и возрасту, т.е. гражданин достиг 16 лет и не получает пенсии по старости или за выслугу лет;
  2. отсутствие работы и заработка, при этом не учитывается оплата за время выполнения общественных работ по направлению службы занятости, для уволенных по п.1, 2 ст.81 ТК;
  3. готовность приступить к работе;
  4. регистрация в целях поиска подходящей работы в государственной службе занятости по месту жительства, а для беженцев и вынужденных переселенцев – по месту пребывания;
  5. отсутствие возможности трудоустройства в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы. В течение 10 дней служба занятости обязана по возможности предложить гражданину два варианта подходящей работы, а если нельзя подобрать подходящую работу или когда у гражданина нет необходимой квалификации – два варианта профессиональной подготовки, при этом одно и то же место работы, обучения не может быть предложено дважды.

Определение подходящей работы дано в ст.4 закона «О занятости», применительно к отдельным категориям безработных. По общему правилу, подходящей считается работа, учитывающая 4 условия:

    профессиональная пригодность работника. Если у работника несколько профессий, то поиск работы производится по каждой из них, при этом предпочтение отдаётся той профессии, по которой он работал перед обращением в службу занятости, учитываются состояние рынка труда и пожелания гражданина; условия последнего места работы, учитывается состояние охраны труда и заработок. Предлагаемый заработок не может быть ниже среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, а если этот заработок выше прожиточного минимума в регионе для трудоспособного населения, то не ниже прожиточного минимума; состояние здоровья: возраст, физические недостатки, хронические заболевания. Для инвалидов подходящая работа – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, медицинскими рекомендациями; Транспортная доступность нового рабочего места, т.е. максимальная удалённость от места жительства безработного определяется службою занятости.

Для отдельных категорий безработных эти требования понижаются:

Для тех, кто впервые ищут работу, не имел профессии, специальности, кто уволен более 1 раза в течение 1 года за виновные действия, для прекративших предпринимательскую деятельность, для стремящихся возобновить трудовую деятельность после более года перерыва, кто не работал более трёх лет, кто обратился после сезонных работ. Для них любая оплачиваемая работа считается подходяще, которую они могут выполнять с учётом возраста, состояния здоровья и других особенностей.

В любом случае подходящею не может считаться работа, если она связана с переменою места жительства, без согласия гражданина; условия труда не отвечают требованиям охраны труда; предлагаемый заработок ниже заработной платы на прежней работе, ниже прожиточного минимума; одна и та же работа предложена дважды и если рабочее место транспортно недоступно. Отказ от такой работы не влечет для безработного неблагоприятных последствий. При возникновении спорных вопросов они разрешаются в суде или в вышестоящей организации. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости не позднее 11 календарных дней со дня предъявления необходимых документов, т.е. со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.

Если подходящей работы нет и в ближайшее время не предвидеться, то гражданин регистрируется в качестве безработного до истечения 10 дней (т.е. даже в день обращения). С этого момента начинается отсчет первого периода безработицы, в течении которого граждане будут получать пособие по безработице в течение 6 или 12 мес.

Для признания гражданина безработным не имеет значения:

  • Причина увольнения с места работы, службы (даже если работник был уволен по п. 1, 2 ч. 1 ст. 81 ТК).
  • Сколько времени прошло со дня увольнения по день обращения в службу занятости.

Безработным не может быть признан гражданин:

  • Не достигший 16 лет
  • Которому назначена пенсия по старости или за выслугу лет
  • Отказался в течении 10 дней со дня регистрации в службе от 2 вариантов подходящей работы или 2 вариантов профессиональной подготовки.
  • Не явился без уважительной причины в течении 10 дней со дня регистрации для предложения подходящей работы, а также не явился в срок для регистрации в качестве безработного.
  • Осуждён по решению суда к исправительным работам или к лишению свободы.
  • Предоставил документы, содержащие заведомо ложные сведения.
  • Считающийся занятым.

Отказ в регистрации не лишает гражданина права на повторное обращение в службу занятости через месяц со дня отказа.

Регистрация безработных осуществляется органами службы занятости в соответствии с порядком, утвержденным правительством РФ №778 от 9 июля 1999 г в следующей последовательности:
  1. Первичная регистрация без документов с целью учета.
  2. Регистрируется в целях поиска подходящей работы. Для нее необходимы следующие документы:
  • Паспорт
  • Документ, подтверждающий трудовой стаж
  • Справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы
  • Документы о профессиональной квалификации
  • Инвалиды представляют индивидуальную программу реабилитации.
  • Граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья соответствующие—справки
  1. регистрация граждан в качестве безработного (необходимы те же документы)
  2. перерегистрация безработных осуществляется в сроки, устанавливаемые службой занятости, но не реже 2 раз в месяц. При перерегистрации необходимо предъявить те же документы.

Основания для снятия безработного с учета те же, что и для отказа в регистрации (кроме осуждения его к исправительным работам). Кроме того осуждение снятие с учета происходит при переезде безработного в другую местность, не явки без уважительной причины в течении 1 месяца, смерть безработного. Если вы безработный то можете начать выполнение дипломных работ на заказ.

При снятии с учета служба занятости дает гражданину справку о сроке, в течении которого он числился безработным. При некоторых условиях (ст. 110. 113 закона «О трудовых пенсиях») он включается в трудовой стаж.

Обязанности безработного сводятся к следующему:

  1. соблюдать условия регистрации и перерегистрации.
  2. Являться на регистрацию и перегистрацию в трезвом состоянии.
  3. Являться на переговоры с работодателем в течении 3 дней с момента получения направления от службы занятости.
  4. Представлять достоверные сведения и документы
  5. Информировать службу занятости о своем трудоустройстве.
  6. Активной содействовать в трудоустройстве (самостоятельно искать работу, не отказываться от предложений).
  7. Добросовестно учиться по направлению службы занятости.

Невыполнение этих условий влечет ответственность: уголовную (за мошенничество), гражданско-правовую. Кроме того это влечет приостановление выплаты пособия на срок до 3 месяцев, снижение его размеров на 25 % на срок до 1 месяца и лишения статуса безработного.

Правовой статус и правила регистрации безработных граждан

Правовой статус безработных включает в себя определение понятия безработного, его права и обязанности, социальные гарантии и компенсации при потере работы и в других случаях. Безработными признаются граждане, которые:

1) Являются трудоспособными по возрасту и состоянию здоровья (т.е. достигли 16 лет и не получают пенсию по старости или за выслугу лет.

2) Не имеют работы и заработка. При этом не учитывается оплата за выполнение общественных работ и те выплаты, которые получает работник, при увольнении.

3) Готовы приступить к подходящей работе, потому что временно нетрудоспособные граждане (находящиеся в больнице, медицинском обследовании, санатории, женщины при беременности свыше 30 недель не могут приступить к работе, поэтому не регистрируются в службе занятости, в качестве лиц, ищущих работу.

4) Зарегистрированы в целях поиска подходящей работы в службе занятости по месту жительства.

5) Нетрудоустроенные в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.

Для регистрации безработным необходимы следующие документы:

1) Паспорт или документ удостоверяющий личность.

2) Трудовая книжка.

3) Документ об образовании или профессиональной подготовке.

4) Справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.

5) Впервые ищущие работу предоставляют паспорт и документ об образовании.

6) Инвалиды и лица имеющие ограничения по здоровью предоставляют документы, выданные бюро медико-социальной экспертизы(индивидуальная программа реабилитации).

Критерии подходящей работы должны учитывать 4 фактора:

1) Профессиональную пригодность работника (по диплому, свидетельству, продолжительностью работы по профессии, уровню квалификации). Работодатели обычно не берут на работу тех, у кого есть перерыв в служебной деятельности хотя бы 1 месяц. Для юриста, имеющие перерыв в 1 год, представляет сложность найти подходящую юридическую работу. В службу занятости обращаются которые имеют не одно высшее образование. Подходящая работа та, которую он выполнял последнее время, но все же учитывается мнение безработного.

2) Условия последнего места работы. учитывается заработок и состояние охраны труда. В данном случае предлагаемый заработок по новому месту работы не может быть ниже среднемесячного заработка, который он получал на предыдущей работе.

3) Состояние здоровья (принимается во внимание возраст, физические недостатки, хронические заболевания) в данном случае подходящей будет являться та работа, которая соответствует рекомендациям службы медико-социальной экспертизы. Гражданин должен быть физически способным выполнять ту или иную работу.

4) Транспортная доступность нового места работы. Т.е. максимальная удаленность подходящей работы от места жительства с учетом развития сети общественного транспорта. При этом учитывается не только продолжительность маршрута, но и возможность стыковки общественного транспорта, т.е. продолжительность времени, которое работник затрачивает на дорогу в один конец.

Для отдельных категорий работников эти требования понижаются, а именно для:

1) впервые ищущих работу, раннее не работавших, не имеющих профессии специальности;

2) отказавшихся повысить, восстановить квалификацию по имеющейся профессии специальности получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального двенадцатимесячного периода безработицы;

3) состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев;

4) более трех лет не работавших;

5) обратившихся в службу занятости после окончания сезонных работ.

Для них подходящей считается любая работа оплачиваемая в том числе временного характера, отвечающая требованиям законодательства о труде (в т.ч. даже общественные работы).

В любом случае подходяще не может считаться работа, если:

1) Связано с переменой места жительства.

2) Условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда.

3) Предлагаемый заработок ниже заработка по прежнему месту работы. Отказ от такой работы не влечет для безработного неблагоприятных последствий.

Решение признания гражданина безработным принимается службой занятости не позднее 11 календарных дней со дня предъявления необходимых документов. Для признания гражданина безработным не имеют значения:

1) Причина расторжения трудового договора по последнему месту работы;

2) Сколько времени прошло со дня увольнения по день обращения в службу занятости;

Безработными не могут быть признаны граждане:

1) Не достигшие 16 лет;

2) Которым назначена пенсия по старости или за выслугу лет;

3) Осужденные по решению суда к исправительным работам или к наказанию в виде лишения свободы;

4) Отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации от 2 вариантов подходящей работы, включая временные, а ранее не работавшие, не имеющие профессии специальности включая отказ от профессиональной подготовке;

5) Не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в службу занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в установленный срок для регистрации в качестве безработных.

Отказ в регистрации не лишает гражданина права на повторное обращение в службу занятости через 1 месяц. Отказ в период безработицы от 2 вариантов подходящей работы может повлечь приостановку выплаты пособий по безработице на срок до 3 месяцев. Период на который приостановлена выплата пособия засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Безработный снимается с учета, если он:

1) Признается занятым;

2) Осужден к исправительным работам или наказаниям в виде лишения свободы;

3) Переехал в другую местность;

4) Не явился в службу занятости без уважительных причин более месяца;

5) Пытался получить или получал пособие по безработице обманным путем (сокрытие заработка или предоставление документов, содержащие заведомо ложные сведения).

6) Ему назначена пенсия по старости или за выслугу лет.

В правовой статус безработного включаются также его права и обязанности. Обязанности безработного сводятся к следующему:

1) Соблюдать условия регистрации и перерегистрации;

2) Являться на переговоры с работодателем в установленный срок по направлению службы занятости;

3) Информировать службу занятости о трудоустройстве и всех изменениях, связанных с начислением и выплатой пособия по безработице.

4) Активно содействовать трудоустройству. (Не отказываться от подходящей работы).

5) Добросовестно учиться по направлению службы занятости.

3. Социально правовые гарантии и компенсация.

Все граждане, обратившиеся в службу занятости при отсутствии статуса безработного имеют следующие права:

1) На бесплатную консультацию по вопросам занятости.

2) На бесплатное получение информации в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и возможности получения профессионального образования.

3) На бесплатное содействие в отборе подходящей работы.

4) Дополнительные меры содействия в подборе работы для лиц с ограниченными возможностями и особо нуждающихся в социальной защите. Для них предусмотрено квотирование, резервирование рабочих мест, организуется обучение по специальным программам, закрепляется преимущественное право поступления на работу на государственные предприятия.

4. Участие в общественных работах. Эти работы не требуют специальной подготовки. С лицами желающими работать заключается срочный трудовой договор, кроме того, в этот период безработные граждане имеют право не компенсацию в размере причитающегося им пособия по безработице. Общественные работы организуются по следующим направлениям:

1) проведение сельскохозяйственных работ

2) строительство ремонт жилья

3) уход за престарелыми инвалидами и т.д.

Перечень направлений деятельности не является исчерпывающим и позволяет субъектам организовать общественные работы по всем видам экономической деятельности. В случаях угрозы массового увольнения работников временные работы могут организовываться непосредственно работодателями в своих организациях. При этом к временным работам могут быть отнесены работы выходящие за рамки обычной деятельности работодателя (благоустройство, реконструкция, монтажные, пусконаладочные, архивные и др. работы).

Садовники, заработок 6.030 руб, вахтер 6.030 руб, слесарь, уборщик и т.д.

Право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.

Граждане получившие статус безработного кроме того имеют право на следующие гарантии и компенсации:

1) Право на бесплатную, профессиональную ориентацию.

2) На бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости. Право в приоритетном порядке пройти обучение имеют: а) инвалиды; б) безработные граждане, по истечение 6 месяцев периода безработицы; в) выпускники общеобразовательных учреждений; г) граждане впервые ищущие работу, ранее не работавшие.

3) Право на выплату стипендий и выплату пособий по безработице.

4) Право на компенсацию в связи с направлением на работу обучения в другую местность по направлению службы занятости.

5) Право, на период участия в общественных работах, на компенсацию в размере причитающегося пособия по безработице.

6) На бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу по направлению службы занятости.

7) На материальную поддержку в период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам.

8) Право на оказание помощи в открытии собственного дела.

9) На материальную помощь в соответствующие периоды.

10) Право по предложению службы занятости на досрочное, но не ранее чем за два года, оформление выхода на пенсию безработного.

Право на дополнительную материальную помощь от службы занятости имеют безработные граждане из числа утративших право на получение пособия по безработице в связи с истечением периода его выплаты, а также лицам находящимся на его содержании. К ним относятся лица не достигшие 18 лет состоящие в родстве с безработным и не имеющим самостоятельного источника работы. Помощь оказывается в виде периодических или единовременных выплат (6-12 месяцев). Возможность оплаты детских путевок в оздоровительные учреждения и лагеря, а также компенсации расходов на проезд ребенка к месту отдыха и обратно. Дополнительные гарантии и льготы установленные:

1) Для граждан потерявших работу по независящим от них причинам;

2) Для граждан, уволенных с военной службы (создание специальных служб занятости, которые занимаются подготовкой для военнослужащих и т.д.)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам